Щипанова Л.М., Тункина И.В.


БИОЭТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, КАК ФОРМА ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА

 

Безграничное сострадание, милосердие ко всем живущим существам есть полнейшее ручательство за нравственное поведение.

Шопенгауэр

 

Во все времена и у всех народов приоритетным правом на человека, как предмет исследования и деятельности, обладала медицина. Именно в медицине зарождались первые нравственные принципы отношения к жизни, здоровью, смерти. Конец XX века и начало XXI века резко расширили представления человека о живом и, что самое главное, увеличили возможности манипуляций с ним. Общество почувствовало реальную угрозу от собственного могущества и стало разрабатывать механизмы защиты жизни от нерегулируемого вмешательства. На основе «старой доброй» медицинской этике стала создаваться новая наука – биоэтика.

Комплекс проблем, которые охватывает биоэтика условно можно разделить на три группы:

- проблемы, имеющие общечеловеческое значение (ценность жизни и соотношение ее со здоровьем, благополучием, любовью)

- проблемы, связанные с применением новых медицинских знаний и технологий (трансплантация, неонатология, реанимация, геронтология, психофармакология, геном человека)

- проблемы, возникающие при взаимодействии медицины как социального института с другими сферами общественной жизни (государственная и частная медицина; экологические и социальные факторы)

Обращение к нормам и ценностям биоэтики и применение их в конкретных ситуациях профессиональной деятельности медика в современных условиях своевременно: общество рассматривает нравственные качества медицинского работника как основную составляющую его профессиональной пригодности и медицинского профессионализма.

С середины 80-х годов прошлого столетия в США и Канаде вводится обязательный курс биоэтического образования в университетах, медицинских колледжах и для медицинского персонала больниц. В России изменения в биоэтическом образовании и воспитании стали происходить лишь с 1993 года, когда был учрежден Российский национальный комитет по этике при Российской академии наук и принят Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Проводимые в то время исследования показали, что «среди медиков сильно предубеждение, что профессионализм должен превалировать над всем, включая культуру и нравственные ценности. Можно даже пренебречь и моралью, лишь бы была своевременно оказана помощь нуждающемуся в ней человеку»

Сегодня в Федеральные государственные образовательные стандарты СПО включены такие дисциплины, как Профессиональная этика и Этика межнациональных отношений. Профессиональный модуль «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными» включает 28 часов по Профессиональной этике в сестринском деле. Но в большей степени они затрагивают вопросы традиционной этики и деонтологии. В рамках подготовки современного медицинского специалиста необходима система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека, т.е. курс биоэтики.

Основной целью нашего исследования стало выявление востребованности у современных студентов-медиков биоэтических знаний. В результате проведенного анкетирования у обучающихся 1-3 курсов специальности 34.02.01 Сестринское дело, классных часов по актуальным биоэтическим проблемам и анализа полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. Биоэтические знания позволяют обучающимся аргументировать основные этические позиции по проблемам эвтаназии, искусственного аборта

2. У обучающихся расширяется понимания современных этических проблем человека и меняется точки зрения на них

3. Практически все студенты отметили необходимость в биоэтических знаниях

4. Расширение биоэтических знаний обучающихся, возможно через регулярное проведение круглых столов, тематических конференций с представителями практического здравоохранения, служителями религиозных конфессий, работниками социальных служб, участие в научно-практических конференциях.

Сегодня при принятии решения недостаточно практического опыта, знаний и компетенции специалиста-медика, необходима еще и нравственная составляющая, заложенная в интегративной дисциплине сбережения жизни – биоэтике - современной форме профессиональной этики медицинского работника.

 

Список использованных источников:

1. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебник для факультетов высшего сестринского образования, медицинских колледжей. – М.: Авторская академия; Товарищество научных изданий КМК, 2012. – 270с.

2. Кэмпбелл, Джиллетт Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос./Под ред. Ю.М. Лапухина. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 400с.

3. Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика: этические комитеты России [Текст]-Москва: Издательство «Триумф». 2011.-192с.

4. Соколов В.М. Принципы биоэтической ответственности в контексте моральных ценностей современной медицины [Текст] Соколов В.М.//Вестник башкирского университета. 2010.Т.12,№3 – С.125-127

5. Хрусталев Ю.М. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: [Электронный ресурс] учебник/ 2012. - 400с. - http://vmede.org/sait

6. Этика и деонтология в медицинских организациях [Электронный ресурс] – minzdravao.ru